ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МКУ ДО "ОРЛЕНОК"
Описание образовательной программы
краткая презентация программы
Основная образовательная программа МКДОУ «Детский сад «Орленок» разработана в соответствии с
федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного
образования (Приказ Министерства
образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155). Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ комплексной программы «От рождения до
школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой: создание условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее
развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к
обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Образовательная
программа МКДОУ разрабатывалась в соответствии с требованиями основных
нормативных документов:
федерального уровня:
·
Федеральным законом «Об образовании в РФ»
(Принят 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ);
·
Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155);
·
Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 СП 2.4.3648 -20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
·
Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685−21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
·
Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования».
регионального уровня:
·
Концепция развития дошкольного
образования в Республике Дагестан. Махачкала, 2007 г.
·
С документами локального уровня МКДОУ «Детский
сад «Орленок».
Программа МКДОУ «Детский
сад «Орленок» обеспечивает
разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей.
Образование осуществляется на родном (лезгинском) языке.
Цель программы:
позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста в адекватных его
возрасту детских видах деятельности.
Задачи:
- охрана и укрепление
физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия;
- обеспечение равных
возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том
числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение
преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в
рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность
основных образовательных программ дошкольного и начального общего
образования);
- создание благоприятных
условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала
каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром;
- объединение обучения и
воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей
культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,
развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности
ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение
вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм
дошкольного образования, возможности формирования Программ различной
направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и
состояния здоровья детей;
- формирование
социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей.
Программа направлена на создание
условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной
социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.
Программа включает обязательную
часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части
являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований
ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы
обеспечивает развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:
ü
социально-коммуникативное
развитие,
ü
познавательное
развитие,
ü
речевое развитие,
ü
художественно-эстетическое
развитие,
ü физическое развитие.
Социально-коммуникативное
развитие направлено на
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в учреждении;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений
о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы,
многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение
активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров
детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое
развитие предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие
таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также
с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений
ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Обязательная часть ООП ДО составляет не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на
освоение основной образовательной программы дошкольного образования.
Часть,
формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает вариативность образования и расширение области образовательных услуг для воспитанников.
Для этого в ДОУ функционируют кружки:
Ø
ОО
«Физическое развитие» - «Здоровячок», «Народные
подвижные игры».
Реализация Программы осуществляется ежедневно:
Ø
в процессе
организованной образовательной деятельности с детьми;
Ø в ходе режимных моментов;
Ø в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской
деятельности;
Ø в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.
Реализация программы
осуществляется совместно с родителями